Нижегородский коммерсант

Нижегородский коммерсант

Рубрика Строительная индустрия | Выпуск 07 (64) Сохранять старое и строить по-новому

Проблема ветхого фонда знакома нижегородцам не понаслышке. Казалось бы, самый оптимальный вариант – снести старые постройки и возвести на их месте новое жилье. Но при этом нельзя допустить, чтобы памятники архитектуры оказались безвозвратно утерянными. Опытом воссоздания атмосферы прошедших эпох при строительстве новых домов в историческом центре города поделились архитекторы из Санкт-Петербурга – Андрей Шаров и Сергей Орешкин.

Эксперты:
Андрей Шаров, руководитель архитектурной мастерской «Рейнберг. Шаров», состоит в Санкт-Петербургском Союзе архитекторов
Сергей Орешкин, генеральный директор и главный архитектор ООО «ППФ «А.Лен», участник Градостроительного совета Санкт-Петербурга, состоит в правлении Санкт-Петербургского отделения Союза архитекторов России

Андрей Шаров: «Проект здания должен быть одобрен общественностью»
По мнению Андрея Шарова, проектировать здания, которые будут возведены в центре города, намного интереснее, чем работать над проектами на периферии. Но историческая застройка требует к себе особого отношения. Новое здание не должно слишком выделяться на фоне окружающей архитектурной среды и, тем более, не должно подавлять ее.

Малоэтажный жилой комплекс Гармония старого и нового, исторических памятников и современной застройки, – основной принцип строительства в Санкт-Петербурге. Андрей Шаров напомнил, что в северной столице существуют жесткие нормативы по высоте зданий, длине фасада и цветовой гамме. О том, как будет выглядеть новостройка, заботятся не только сотрудники контролирующих органов, но и горожане. Центр города, как известно, застраивался практически в одно время. И, несмотря на все потрясения, на протяжении веков удалось сохранить неповторимый облик целых улиц и кварталов. Поэтому жители Санкт-Петербурга привыкли, что их окружает однородная по архитектурному стилю застройка. И они очень негативно относятся к новым зданиям, которые вносят диссонанс в сложившуюся архитектурную среду.

Андрей Шаров поделился опытом, как решается вопрос застройки территории, на которой расположены старые здания. Если они не представляют культурной ценности, то, естественно, подлежат сносу, как это произошло при строительстве первой очереди жилого дома на ул.Малая Дворянская. Новостройка интересна тем, что построена без свай: дом стоит на мощной плите, под жилым домом расположен паркинг. Фасад здания выполнен в граните и напоминает «доходные дома» начала прошлого века.

При строительстве второй очереди жилого дома на ул.Малая Дворянская было принято решение о необходимости восстановления фасада рядом стоящего здания, которое пострадало при возведении первой очереди. Оба здания – старое и новое – представляют собой один дом: все этажи и лестницы находятся на одном уровне. Новая часть здания проектировалась с учетом ближайшего окружения – жилых домов, построенных в середине ХХ века.

Вопрос о реконструкции памятника архитектуры возник и при возведении жилого комплекса на Каменноостровском проспекте. Ранее рядом с участком, предназначенным для нового строительства, находился дом-дача архитектора А.Н.Воронихина. По преданию, материалом для строительства послужили леса, которые применялись при возведении Казанского собора.

При разработке проекта жилого комплекса было принято решение воссоздать дом-дачу архитектора А.Н.Воронихина (здание не сохранилось до наших дней). Внешний облик постройки полностью соответствует оригиналу, но все деревянные материалы заменены на современные, негорючие. Преимуществами подобного подхода являются: восстановление памятника архитектуры, сохранение гармонии с существующими зданиями и возможность построить за отреставрированным зданием современный жилой комплекс, внешне напоминающий три стеклянные башни, соединенные переходами.

Подобный прием применялся и при работе над проектом офисного здания в районе концертного зала «Октябрьский». Были восстановлены часть стены и фасад прежнего дома, а за ним построено новое здание. Они соединены небольшим стеклянным атриумом, чтобы переход между отреставрированным зданием и новостройкой был плавным.

Архитектурные стили прошлых эпох приходится достаточно часто применять при строительстве новых зданий. Классический пример – жилой дом на ул.Итальянская, который расположен между зданием Манежа и корпусом Александровского училища. По мнению Андрея Шарова, единственный выход в такой ситуации – строительство дома в стиле классицизма. Фасад старинного здания был практически полностью восстановлен, только вместо ниш были установлены окна, чтобы дом получился семиэтажным. Два этажа новостройки облицованы стеклом, чтобы подчеркнуть современность постройки. Заново воссоздана балюстрада и малые архитектурные формы в стиле XIX века.

Сергей Орешкин: «Интересное архитектурное решение – залог успеха любого инвестпроекта»
Сергей Орешкин обратил внимание, что некоторые инвесторы уверены, что при возведении зданий для размещения автосалона, гипермаркета или аквапарка не нужно выполнять сложных проектов. Однако практика показывает, что, если у здания есть своя «изюминка», оно привлекает большее количество посетителей, чем построенное по типовому проекту.

Морской вокзал В качестве примера С.Орешкин рассказал о разработке проекта аквапарка «ВотерВиль» при гостинице «Прибалтийская» (ул.Кораблестроителей). Нужно было решить две проблемы: преодолеть скептическое отношение заказчика, который был убежден, что разработка индивидуального проекта в подобных случаях – это пустая трата денег, и принять во внимание, что фундамент здания был уже практически построен.

Фасад аквапарка получился достаточно скромным. При оформлении интерьера были использованы фермы, изготовленные на одном из московских заводов, которые обычно применяются для хранения аммиачных удобрений. На основании этих ферм внутри здания была создана оригинальная структура.

Во многом благодаря оригинальному архитектурному решению аквапарк пользуется спросом и, в буквальном смысле этого слова, работает на износ: ежедневно его посещает около 1,5-2 тысяч человек (аквапарк рассчитан на 500 посетителей в день).

При проектировании торгово-выставочного комплекса на пл.Карла Фаберже был преодолен стереотип, который гласит, что зданию, в котором организована торговля, не нужны окна. Фасад торгово-выставочного комплекса облицован стеклом, при этом торговые площади находятся в глубине здания, а со стороны фасада располагаются выставочные и конференц-залы.

Один из наиболее значимых проектов, созданных ООО «ППФ «А.Лен», – здание морского пассажирского терминала, которое расположено в акватории Финского залива. Сергей Орешкин напомнил, что в 2011 году Санкт-Петербург посетило 500 тысяч туристов, половина из них прибыла в город морским транспортом.

При оформлении фасада применялись декоративные стойки, внешне напоминающие зонты. В отделке широко использовались деревянные материалы. В целом, здание пассажирского терминала напоминает корабль, плывущий на всех парусах. Интерьер здания прост и функционален. Как в аэропорту, в здании терминала разделены пассажирские потоки: часть потока (в город) направляется по эскалаторам и лестницам, а часть (из города) проходит по первому этажу. Ежедневно к терминалу причаливает порядка семи кораблей, рассчитанных на 3 тысячи пассажиров каждый.

По словам архитектора, ООО «ППФ «А.Лен» специализируется на проектировании автосалонов и дилерских центров по продажам автомобилей. Особенности этих проектов: строгое соответствие здания всем требованиям заказчика (внешний вид, этажность, цветовая гамма), применение современных технологий и оригинальность. Например, первый этаж здания автосалона «Порше» облицован стеклом, которое держится только на верхней балке, а ни по бокам, ни снизу никаких стоек нет.

Сергей Орешкин обратил внимание на особенности жилого строительства в Санкт-Петербурге: дома, как правило, строятся вместительными, рассчитанными на большое количество жителей. При этом каждая квартира представляет собой отдельный микромир, отдельную ячейку. Архитектор добавил, что в центральной части города существует жесткое ограничение по высоте. Например, при проектировании жилых домов «Лазурит» и «Малахит» на Морском проспекте учитывалось, что высота зданий не может превышать 27-28м. Свое название дома получили из-за того, что при их строительстве использовался натуральный камень и алюминий разного цвета и структуры, в том числе стилизованный под медь.

Еще одна отличительная особенность жилых домов в северной столице – наличие внутреннего дворика – принималась во внимание при проектировании малоэтажного жилого комплекса в районе ул.Октябрьская, рядом с Суздальским озером. Здания выполнены из керамогранита. С одной стороны у жилых домов три этажа, а с другой – пять. Внешний вид и этажность комплекса были определены окружающим ландшафтом, который на момент строительства был уже создан.

По словам Сергея Орешкина, жилой дом «Эгоист» немного выше, чем окружающие его дома, потому что этого требует само расположение объекта: на пересечении ул.Рылеева и Восстания. Фасад дома отделан штукатуркой, потому что именно этот отделочный материал применялся в свое время при отделке находящихся рядом домов.

По мнению архитекторов, при проектировании и строительстве новых зданий в историческом центре города крайне важно, используя современные строительные технологии и материалы, учитывать и применять опыт прошлых лет.

Материал подготовила Алена Красильникова


Ваш комментарий
ваше имя [*]
текст [*]
e-mail
защитный код [*]
введите сумму чисел, указанных на рисунке
Обновить
[*] - обязательные поля

Другие статьи данной рубрики:

Рубрика Строительная индустрия | Выпуск 04 (61) Материал для строительства безопасных и энергоэффективных домов
Первый патент на производство силикатных изделий был получен в 1885 году. Задолго до этого известняк – родственник силикатного кирпича – широко применялся в строительстве: из этого материала возведены египетские пирамиды и древнерусские монастыри. Сегодня силикатные блоки являются основным материалом для строительства «пассивных» домов. В чем причина популярности силикатных изделий, мы выяснили вместе с нашими экспертами.
Рубрика Строительная индустрия | Выпуск 04 (61) Точное измерение расхода сыпучих строительных материалов
Необходимость в измерении расхода сыпучих строительных материалов возникает практически на всех стадиях производственного цикла: от переработки сырья до доставки материала на стройплощадку. Провести данную процедуру максимально эффективно поможет новый расходомер, разработанный учеными Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. В настоящее время проводится испытание новинки на одном из нижегородских предприятий.
Рубрика Строительная индустрия | Выпуск 03 (60) Строительный рынок-2011 и 2012: что было, что будет
Не за горами новый строительный сезон. С вопросами, каким он ожидается и насколько порадовал строителей год минувший, мы обратились к нашим постоянным партнерам – профессионалам строительной отрасли.
Рубрика Строительная индустрия | Выпуск 02 (59) Комфортные и безопасные дома на любой вкус
Пожарная безопасность и прочность строительных конструкций – одно из основных требований к современному жилью. Потенциальный покупатель все чаще обращает внимание на то, какой микроклимат создается внутри помещения. На нижегородском рынке существует много технологий малоэтажного строительства. Об особенностях некоторых из них согласились рассказать ведущие представители отрасли.

Основная версия сайта